Основные направления развития российского алкогольного рынка в 2007 году

Перед аудиторией выступила Татьяна Глазычева, представитель консультационной компании «СПЛАН Холдинг» с докладом на тему: «Анализ российского рынка алкогольных напитков». Компания представляет собой консалтинговый холдинг с полным комплексом квалифицированных консультационных услуг. Одним из направлений деятельности компании является маркетинговое консультирование, в частности, предприятий алкогольной промышленности. Сюда входит подготовка аналитических обзоров рынка, маркетинговые исследования с сегментированием рынка, оценкой его емкости, анализом конкурентоспособности, изучением спроса и потребительских предпочтений, тенденций и прогнозов развития рынка. На основе тщательного сбора данных разрабатывается маркетинговая стратегия, а также альтернативные стратегии, определяется миссия компании, ее стратегические цели и задачи, способы и пути решения задач, поставленных перед предприятием. Далее определяются целевые рынки, позиционирование товара на этих рынках, разрабатывается комплекс маркетинга применительно к выбранным рынкам. Затем устанавливается служба маркетинга на самом предприятии. 

Докладчиком был рассмотрен вопрос импорта алкогольной продукции применительно к конкретной ситуации, сложившейся летом этого года с импортом молдавских и грузинских вин, который составлял 60% от общего объема импорта и снизился, практически, до нуля. В результате стали появляться новые экспортеры и занимать образовавшуюся нишу. По мнению экспертов, достойную конкуренцию здесь могут составить вина Болгарии и Аргентины. Однако, по мнению тех же экспертов, рынок еще далек от стабильности. С 1 февраля 2007 года, когда ЕГАИС должна заработать в автономном режиме, специалисты предполагают, что рынок алкогольной продукции испытает еще не одно потрясение. 

Далее была рассмотрена динамика импорта крепких алкогольных напитков в РФ в первом полугодии текущего года, которая показала, что при резком падении импорта из Украины, вырос импорт крепких спиртных напитков из Франции, Великобритании и Азербайджана. Прогнозы, по мнению докладчика, следующие: ожидается рост цен на импортный алкоголь в пределах от 20 до 50% и сокращение ассортимента импортной продукции в рознице.

Второй доклад, с которым выступил Роман Шалимов, генеральный директор маркетингового агентства «Точка Роста» был посвящен теме: «Создание бренда в индустрии напитков. Теория и практика». Он подробно рассказал о новой исследовательской технологии VIRTUAL SHELF, что означает «Имитация ситуации покупки» и позволяет определять конкурентоспособность товаров на полках магазинов. Эта технология с успехом применяется в развитых западных странах, хотя у нас появилась совсем недавно. Российский проект под названием Photopack.ru разработан совместно с журналом Pakkograff и порталом Upakovano.ru и называется «ON-LINE каталог Российских Упакованных Товаров». Он позволяет с небольшими затратами изучить все упаковки по данному виду продукции в режиме online и в 3D, то есть в трехмерном изображении. Обширная база данных по упаковке позволяет проводить тестирование до запуска ее в производство, выбирать работающие «на полке» концепции, представлять, как выглядит продукция конкурентов и получать рекомендации по повышению конкурентоспособности торговой марки.

«Эффективные инвестиции в индустрии напитков» - тема выступления Василия Егорова, ведущего специалиста отдела бизнес планирования компании «СПЛАН Холдинг». Докладчик проанализировал основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия в своей работе. Это несовершенство системы управления, нехватка инвестиционных ресурсов и новых инвесторов, нехватка квалифицированного персонала, недостатки в системе мотивирования и ориентации персонала на стратегические цели компании и ряд других. При этом есть общая формула, с помощью которой можно определить норму прибыли на инвестиции. Она рассчитывается, как разница Выручки и Расходов, поделенная на объем Инвестиций. По значению этого показателя можно определить, насколько эффективно работает система управления инвестициями. 

При рассмотрении крупных инвестиционных проектов, по мнению докладчика, необходимо экспертное заключение консультантов, которые всегда участвуют в таких проектах в развитых странах, а у нас пока не используются вовсе или используются частично.

Коммерческий директор компании «Джей Элан» Юлия Стадник рассказала о тенденциях на рынке слабоалкогольных напитков, новых и традиционных напитках крепостью до 6 градусов. Основная специализация компании - это разработка, производство и реализация ароматизаторов для пищевой промышленности. Сегодня компания располагает новейшим производственным и лабораторным оборудованием, офисными и складскими помещениями, охраняемым грузовым терминалом. Одним из приоритетных направлений работы компании является направление напитков. Прошедший летний сезон предприятия, выпускающие слабоалкогольную продукцию, простояли с июня по сентябрь. В такой ситуации новое звучание получила тема напитков на виноматериалах, крепостью ниже 6 градусов, которые не подпадают под действие Федерального закона № 171 и, соответственно, не являются подакцизными товарами. Поэтому выпуск этой продукции открывает предприятиям широкие возможности для выхода из кризисной ситуации, а компания «Джей Элан» готова помочь производителям слабоалкогольной продукции в разработке оригинальных рецептур на основе виноматериалов.

«Терапевтическая винокоррекция – новый сегмент на российском рынке алкогольных напитков» - с таким докладом выступила Наталия Леонова, директор по научной работе Центра природных технологий «Целебные Элексиры». Компания представляет униальный комплекс розничных торговых и индивидуальных консультационных услуг по активизации внутренних сил человека с помощью целебных элексиров – высококачественных вин и коньяков – в результате их внутреннего приема в соответствии с определенными дозами и рекомендуемым графиком приема.

С короткой презентацией выступила генеральный директор компании «Август» Анна Степина. Компания занимается сбором и возвратом дебиторской задолженности, оказывает полный спектр информационных услуг, а также помощь ведущим операторам алкогольного рынка по финансовым вопросам, касающимся стран ближнего и дальнего зарубежья.