«Первые в Европе и вторые в мире» - итоги 2023 года подвели российские индейководы на втором Всероссийском съезде производителей индейки, который прошел 20 мая 2024 года в рамках выставки «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК/MAP Russia».
В работе съезда приняли участие руководители отечественных индейководческих предприятий, представители финансовых институтов развития агропромышленного комплекса, научно-исследовательских и образовательных учреждений, отраслевых союзов и ассоциаций, а также производственных и сервисных организаций, деятельность которых связана с отраслью.
Участники съезда обсудили состояние и перспективы развития отрасли, проблемы и задачи, стоящих перед отечественным индейководством.
О текущей ситуации и прогнозах на перспективу мирового производства индейки рассказал Альберт Давлеев, президент ООО «АГРИФУД СТРЕТЕДЖИС». В своем докладе он выделил ключевые тренды мирового рынка мяса индейки:
-
Мировое производство индейки стагнирует;
-
Риски биобезопасности остаются высокими;
-
Новую угрозу отрасли представляют регуляторные меры;
-
У России появляются новые возможности за счет роста потребления на отечественном и экспортных рынках;
-
Повышается привлекательность индейководческого сектора России;
-
Необходимо гибко использовать преимущества изменяющейся обстановки.
Состояние и перспективы индейководства России отметил в своем докладе Анатолий Вельматов, исполнительный директор НАПИ. Индейководство России в 2023 году продемонстрировало устойчивый рост – 422 тыс. тонн в убойном весе, что позволило сохранить лидирующие позиции в мировом производстве индейки: первые в Европе и вторые в мире.
Стратегия дальнейшего развития отрасли ориентирована на выполнение задач, поставленных в Указе Президента РФ «О национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» перед АПК. В качестве основных направлений:
1.Меры государственной поддержки отрасли - увеличение объема промышленного производства мяса индейки на 250-300 тыс. тонн к 2030 году;
2.Повышение конкурентоспособности продукции - рост экспорта мяса индейки до 10% от общего объема производства;
3.Внесение изменений в нормативно-правовую базу - включение мяса индейки в систему государственных и муниципальных закупок:
-
50-60 тыс. тонн для общественного питания
-
40-50 тыс. тонн для глубокой переработки
4.Повышение технологического суверенитета отрасли:
-
Достижение уровня самообеспеченности инкубационным яйцом индейки с 55% в 2023 году до 65% в 2026 году
-
Создание племенных репродукторов первого и второго порядка
-
Локализация производства ветеринарных препаратов, кормовых добавок, оборудования и расходных материалов.
Инвестиционная привлекательность отрасли: сильные и слабые стороны были в центре выступления Олега Князькова, руководителя центра отраслевой экспертизы АО «Россельхозбанк».
На ближайшие годы намечена реализация крупных инвестпроектов, направленных на дальнейшее увеличение производства и племенного материала в 2024-2025 годах:
-
ГК «Дамате» в Пензенской и Ростовской областях;
-
ООО «Донская индейка» в Воронежской области;
-
ООО «ПК Южный» в Ингушетии;
-
ГК «Вирт» в Алтайском крае;
-
ООО «УК «Промышленные биотехнологии» на территории Республики Крым и др.
АО «Россельхозбанк» как опорный банк развития АПК и сельских территорий рассматривает возможности финансирования данных проектов.
Однако реализация данных проектов во многом будет завесить от уровня кредитной ставки и мер государственной и региональной поддержки.
О новых возможностях поставки техники и оборудования на льготных условиях от АО «Росагролизинг» рассказал Максим Петрунин, советник руководителя ДКиРБ, руководитель проектов АО «Росагролизинг».
АО «Росагролизинг» готов предложить сельхозпроизводителям страны максимально выгодные условия лизинга с минимально короткими сроками заключения договоров и поставки техники и оборудования, а также особые условия, доступные предложения, цифровые сервисы и каналы. Озвучены дополнительные возможности предоставления лизинга для членов НАПИ.
О месте индейки в текущей потребительской корзине россиян рассказала Анастасия Джафарова, директор по развитию бизнеса ООО «Ромир». Исследования компании «Ромир» показывают, что количество покупателей индейки увеличилась до 55%, частота покупок до 5,2 раз в год, т.е. практически на 10%, средний чек покупки составил 290 рублей. Лидеры продаж торговые марки «Индилайт» и «Пава-Пава».
Готовые решения для бизнеса - новые продукты из мяса индейки предложил Дмитрий Богачев, директор Научно-исследовательского института «Профи.Био». В своем выступлении он рассказал о реальных возможностях создания новых пищевых продуктов из индейки с высокой добавленной стоимостью.
По итогам съезда было выражено общее мнение отрасли, что за последние 10 лет заложен фундамент развития отечественного индустриального индейководства. Сейчас нужен мощный импульс для дальнейшего роста. Индейка — это продукция, несущая России конкурентное преимущество на мировом рынке.