«Зоо Россия 2010»: Мы делаем выставки для бизнеса

В Москве 18 февраля 2010 г. открылась выставка товаров и услуг для животных «Зоо Россия» (18-21.02.10). Параллельно с ней 19-20 февраля проводится конференция для практикующих ветеринарных врачей «ПрактиВет». Организатором обоих мероприятий является выставочная компания «АстиГрупп». Предлагаем интервью с президентом компании - Наринэ БАГМАНЯН.

Справка
БАГМАНЯН Наринэ Робертовна, президент выставочной компании «Асти Груп» (Москва).
По образованию политолог, закончила философский факультет МГУ им Ломоносова. В выставочном бизнесе с 1996 года.

- Наринэ Робертовна, в какой раз проводится выставка «Зоо Россия»? В чем ее отличие от предыдущих выставок?
- В седьмой. Вы не один раз были на наших выставках и знаете, что ни один год не повторяет у нас предыдущий. Каждый год мы стараемся привнести в организацию «Зоо России» что-то новое, сделать какие-то корректировки, прислушаться к мнению наших экспонентов. А самое большое отличие этого года от предыдущих лет, это то, что выставка в этом году будет носить чисто профессиональный характер. Надеемся, что такой она будет и в дальнейшем. Сейчас мы для себя поднимаем планку «Зоо России» и хотим, чтобы в дальнейшем именно производители участвовали в выставке. А дистрибьюторы и торговые компании были просто посетителями нашей выставки. И, наверное, если нам удастся это сделать, если мы из года в год сможем увеличивать количество компаний-производителей, участвующих в выставке, то тогда выставка будет интересна для всех: и для дистрибьюторов, и для зоомагазинов - для всех, кто работает на российском рынке.

- Какова география экспонентов?
- Что нас радует, - это то, что география выставки в этом году очень обширна. Прибалтика, Великобритания, Франция, Германия, Тайвань. Мы постарались в этом году расширить круг участников. Основная часть выставляющихся компаний - это кормовики, производители ветпрепаратов. Довольно много компаний, имеющих отношение к рыбам, аквариумам. Российский рынок аквариумистики активно развивается, и интерес к нему западных компаний велик. Единственное, жаль, что российские производители к нашей выставке относятся несерьезно.

- Кстати, о российских производителях. Как они смотрят на конкуренцию западных коллег и на возможность участия в «Зоо России»?
- Если говорить откровенно, то никак не смотрят. Потому что не участвуют в выставке. Если бы участвовали, то понимали бы, что, когда приходит иностранный производитель, лучше быть рядом и показывать себя и свою продукцию, смотреть, приглядываться к их работе. Что мы поняли для себя: надо переломить существующую тенденцию. Мы общаемся с иностранными компаниями, и многие из них говорят, какой смысл выставляться на российских выставках, если мы можем просто приехать и пообщаться с дистрибьюторами на их стендах. Должно быть все наоборот: производитель должен приезжать и показывать свою продукцию, а торговые компании должны изучать экспонентов, их продукцию и выбирать тот товар, который лучше, который качественней, который подходит по цене, который годится для российского рынка. Вот тогда это будет нормальная выставка.

- А западные производители? Вы общаетесь с ними, как они смотрят на перспективы российского рынка?
- Наш рынок очень интересен им. Наш рынок молодой, еще не показал даже до конца свой потенциал. Для иностранных компаний Россия является во многом приоритетным рынком. Другое дело, что их волнуют все те сложности, которые существуют перед компанией, желающей работать в России. Это касается и кормов, и ветпрепаратов, да практических всей продукции зообизнеса. Это, пожалуй, единственный момент, который их настораживает. В этом году мы организуем семинар, в первую очередь для иностранных компаний, который поможет им понять нашу государственную политику в отношении зарубежных производителей. Необходимо, чтобы они понимали, как нужно приходить на российский рынок, какие нужны документы. И вообще, чтобы придти на этот рынок надо найти хорошего, грамотного дистрибьютора. Постараемся показать, что у российского рынка хороший потенциал. Да, есть ограничения, есть сложности, но вместе с тем, что греха таить, на любом рынке есть своя специфика, на любом рынке сложно работать.

- Какие информационные ресурсы были задействованы для рекламы выставки?
- Безусловно, все Интернет-сайты и специализированные издания, которые можно использовать, мы используем. Но основное, конечно, это индивидуальная работа с клиентами. Надо убедить каждого, а это непросто. Вот, например, крупнейший европейский журнал "Pets International". Там в ноябрьском номере пишут наши российские журналисты, что российский рынок очень опасен, что на нем есть проблемы. А рядом реклама российских выставок «Зоо Россия» и «Зоосфера». Для меня - человека, работающего на российском рынке, читать такие статьи обидно. Мы понимаем, что есть трудности, есть ограничения. Но тогда надо, наверное, и давать вместе с их описаниями и рекомендации, как все-таки, несмотря на них, работать в России.

- Давайте несколько сменим тему нашего разговора. В этом году в третий раз Вы проводите ветеринарную конференцию «ПрактиВет». Объясните, почему выставочная компания «АстиГрупп» так методично и целеустремленно занимается организацией мероприятия, которое, судя по всему, не сулит существенной коммерческой выгоды?
- Вы правильно сказали, что существенной коммерческой выгоды это не принесет. Это наши инвестиции в обучение российских специалистов. Будем считать, что это наш вклад в отрасль. Потому что поехать на международную конференцию и прослушать доклад кого-либо из приглашенных нами специалистов, стоит очень дорого. Участие, перелеты, проживание - это 2-2,5 тыс. евро. Книги это одно, а общение с практикующим специалистом - это другое. Например, доктор Hamish - это живая легенда, легенда хирургии. Где еще смог бы практикующий врач ветклиники увидеть его, кроме как у нас.
Вообще же сам проект "Зоо Россия" для нашей компании - некоммерческий проект. Но нельзя смотреть только на коммерческую сторону и не обращать внимание на социальную сторону проекта (а в нашем случае это поддержка зообизнеса). Мы придерживаемся именно такой позиции.

- Тогда затронем другой Ваш проект, который, наверняка, очень успешен с коммерческой стороны. Это выставка VIV, на которой хорошо представлена ветеринария. Следующая состоится в 2011 году, но известно, что подготовка выставки начинается задолго до ее проведения. Сегодня Вы можете сказать, что там будет, что посмотреть нашим специалистам в области ветеринарии?
- Вы правильно сказали, что эта выставка очень интересная для специалистов - ветеринарная часть ее очень большая. К сожалению, мы почти не видим на ней специалистов по мелким домашним животным. Но VIV интересен не только специалистам в области продуктивного животноводства. Я думаю, что врачам ветеринарных клиник тоже стоило бы посетить эту выставку.

- Вернемся к зоовыставкам. Если пересчитать, сколько их было в Москве, то не хватит пальцев на одной руке. Они открывались, развивались, потом закрывались, анонсировались и не проводились. Организовывали их российские и зарубежные компании. Ваша выставка, если считать перерывы в ее проведении, существует уже около десяти лет. Вместе с тем, центральная российская зоовыставка проводится в Санкт-Петербурге, хотя основная масса крупнейших российских зоофирм находится в Москве. Как Вы считаете, нужна ли в столице масштабная зоовыставка, такая, как в Санкт-Петербурге, которая могла бы превзойти питерскую, или в Москве надо развивать выставки по тому пути, по которому пошли Вы: компаний по количеству меньше, но это непосредственно западные компании, производители? Как Вы видите перспективу развития - соревнование, отказ от него, своя специфика?
- Пока мы идем по пути специфики, стараемся быть неординарными. Что касается масштабной выставки в Москве - не знаю. Лично мое мнение, также как и многих участников рынка, - Петербург не совсем удобное место для центральной выставки России. Но я не считаю, что выставочным центром должна быть только Москва. Мы уже неоднократно говорили, что хорошо бы проводить выставки раз в два года, чередовать Москву и Санкт-Петербург. В Европе же проводят их раз в два года. Если суметь об этом договориться, то от этого будет польза для всех. Если объединить усилия двух выставочных компаний по организации такого проекта, то выиграют обе. Но наши сигналы не доходят до потенциальных партнеров. Можно отказаться от московского проекта. Мы пропустили один год в выставке, дали возможность одному из наших выставочных коллег набрать обороты и зарекомендовать себя как компанию, способную провести единственную зоо выставку в Москве, а другим - реализовать свои амбиции, но жизнь показала, что не получилось ни у кого. Мы решили вернуться с этим проектом на рынок. Можно сказать, что эта пауза нас отбросила назад, но, вместе с тем, мы по-новому осмыслили наш проект, совершенно по-другому начали на него смотреть, пытаемся изменить формат выставки. Если раньше формат выставки подразумевал, в том числе, конечного потребителя, то теперь мы перешли к формату b2b (бизнес для бизнеса). Я уверена в том, что российский зообизнес способен цивилизованно интегрировать в мировой зообизнес, а мы, со своей стороны, приложим все усилия и весь профессиональный опыт, накопленный на других крупнейших международных выставках «Асти Групп», проводимых нашей компанией в России, чтобы эта цель была достигнута